|
Прокофьев Л.Е.
Астрология и традиционная психодиагностика личности
То, что вверху, то и внизу
( Из “Изумрудной скрижали”Гермеса Трисмегиста)
В сознании большинства ученых астрология противопоставлена научному знанию, является разновидностью мракобесия и шарлатанства. Что отчасти справедливо, учитывая обилие астропрогнозов и так называемых гороскопов в печати и на ТВ. Что же мы достоверно знаем сегодня о воздействии космических факторов на здоровье и психику человека? В первую очередь, это - классические результаты А.Л.Чижевского, установившего влияние солнечной активности на динамику эпидемий, рождаемость, частоту эпилептических припадков, самоубийств и т.д. [15]. Известно также и влияние Луны на психику человека, особенно выраженное в периоды полнолуния и новолуния, когда Земля, Луна и Солнце выстраиваются в одну линию. Именно в эти дни фиксируются пиковые значения числа обращений в психиатрические клиники, насилий и убийств, аварий и травм [3,7]. Если воздействие Луны на приливы и отливы известно давно, то современная геофизика доказывает, и существенное влияние слабых гравитационных полей, создаваемых более отдаленными планетами. Эти поля играют роль триггерного (запускающего) сигнала, инициирующего значительные изменения во всех оболочках Земли – от гидро до литосферы, что, в свою очередь, отражается на биосфере планеты [7, с.11]. Все эти бесспорные, подкрепленные многочисленными экспериментами факты, привели к рождению новой области знаний – космобиологии. При этом отношение к астрологии, - в основном, негативное –существенно не изменилось. Очевидно, что астрология не является наукой, по крайней мере, в общепринятом смысле. С другой стороны, представляет ли она собой всецело суеверие, порожденное невежеством, или все же содержит рациональное зерно? Можно упрекать ее в архаичности или даже в концептуальной уязвимости, но до какой степени конструктивен здесь излишний ригоризм? Разве теории К.Г.Юнга и Ф.Перлса, Р. Ассаджиоли и А.Маслоу обоснованны в большей степени?
В семидесятые годы в методологии науки была предпринята попытка анализа альтернативных форм познания. Сомнению подверглась гносеологическая исключительность респектабельной науки по отношению к таким девиантным формам, как магия, восточная медицина, парапсихология. Неожиданно для большинства прозвучали тогда слова П.Фейерабенда, который выступил с резкой критикой противопоставления науки и астрологии. В то же время, он выказывает крайнее недовольство современным состоянием последней, поскольку “унаследовав интересные и глубокие идеи, она извращает их, подменяя карикатурами, более приспособленными к ограниченному пониманию практикующих астрологов” [23 p.22]. В чем, собственно, состоят эти идеи, и до какой степени они могут представлять интерес для психолога? Попытаемся обсудить эти вопросы, имея в виду не предсказательную астрологию, а исключительно астрологию личности, дисциплину, претендующую на описание психологического портрета индивидуума, исходя из его натальной карты (гороскопа). Вынесенное в эпиграф утверждение легендарного родоначальника оккультизма, является базисным принципом астрологии. Иными словами, речь идет об определенном соответствии между планетными констелляциями и одновременными процессами или явлениями на Земле. Оно вытекает из холистического (целостного) взгляда на мир, предполагающего, что любой объект представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов и является, в свою очередь, элементом целого более высокого порядка. Вселенная понимается как единый организм, как многоуровневая структура, охваченная системой динамических связей. Такое мировоззрение было общепринятым, вплоть до Декарта, который ввел разграничение человека и мира, как принципиальное условие научного познания. Но современная физика показала, что оно нарушается в микромире, где вообще акцент переносится с изолированных объектов на взаимосвязи между ними. Развитие квантовой теории возрождает идею целостности мира. Ее результаты вынуждают признать, по выражению Д.Бома, что “неделимое квантовое единство всей Вселенной является наиболее фундаментальной реальностью” [9, с.116].
Различие между традиционным научным и астрологическим подходом коренится в различии между механистическим и холистическим мировоззрениями. Наука действует методом исключения, объединяя сходные по свойствам объекты в группы и исследуя затем общегрупповые характеристики [11, с.455]. Астрология же, напротив, использует принцип включения, соотнося каждый феномен с небольшим количеством фундаментальных принципов, справедливых на любом уровне анализа. Натальная карта представляется при этом сложным, нередко противоречивым, но главное, целостным паттерном. Это означает, что не существует взаимнооднозначного соответствия между элементарными астрологическими факторами и психологическими характеристиками индивида. В лучшем случае можно говорить о корреляциях между определенными комбинациями этих факторов и психическими явлениями. “Если имеет место отцовский или материнский комплекс, их можно … интерпретировать путем рассмотрения астрологических символов, соответствующих функции Сатурна или Луны. Но сказать заранее, что квадрат Сатурна с Луной … обязательно “ведет” к комплексу, нельзя. Ни один конкретный астрологический фактор не “создает” определенного психического состояния.”[11, с.489]. Астролог говорит о гармоническом или конфликтном взаимодействии, имея в виду лишь видимые тенденции. Но приведет ли напряженная констелляция в гороскопе к неврозу, или же она будет использована личностью, как стимул к совершенствованию судить можно лишь предположительно, исходя из более детального анализа карты. Этот подход, характерный для современной гуманистической* астрологии, разделяется и психологами: “Индивидуальность – вот единственная реальность. Чем дальше мы уходим от личности к абстрактным представлениям о Homo sapiens, тем вероятнее мы совершаем ошибку” [16, с.53]. Именно поэтому астрологи обычно относятся скептически к поиску общих, статистически значимых, но зачастую, малосодержательных закономерностей. Это говорит не о бесперспективности применения статистики в астрологии, а скорее о необходимости использования многомерных методов, позволяющих создавать более объемную картину изучаемого явления. В практической деятельности астролог должен учитывать массу факторов, которые, дополняя друг друга, образуют содержательный ответ на вопрос клиента. Например, давая консультацию по поводу возможного выбора клиентом карьеры журналиста или переводчика, на предварительном этапе следует, как минимум, выяснить: 1) В какой степени выделена в его карте стихия Воздуха; 2) Насколько акцентированы знаки Девы и Близнецов; 3) Расположение планет в 3, 6 и 9 домах карты, а также положение управителей этих домов; 4) В каких домах и знаках находятся и насколько сильны Меркурий и Нептун; 5) Качество и силу аспектов Меркурия с Луной, Сатурном и Нептуном [2, с.83]. Как и в работе любого диагноста для астролога весьма важны опыт и, главное, интуиция, которую Д.Радьяр образно называет “холистической логикой” [11, с.72]. По существу, конечный, содержательный этап интерпретации натальной карты сводится к медитации над ней. Логика лишь подготавливает поле применения интуиции, устраняет артефакты и информационные помехи, несовместимые с основными принципами. Если в науке интуиция играет важную роль, то в астрологии она является основным рабочим инструментом. Инсайт в научном творчестве носит в определенном смысле нелегитимный характер, он достигается стихийно, благодаря прекращению привычного понятийного мышления, вопреки ему. В астрологии же, ввиду отсутствия жесткого логического фильтра, интуитивный акт протекает более естественно. Порой создается впечатление, что астрологи бессознательно избегают формальных процедур,** дабы более эффективно использовать творческую силу подсознания. В этой связи еще К.Г.Юнг отмечал, что: “подсознание способно анализировать факты и строить на этой основе умозаключения в такой же степени, как и сознание. Более того, в определенных случаях обработка фактов и предвидение конечного результата становится возможным благодаря, а не вопреки отсутствию осознанной информации о них” [16, с.76]. Этим же объясняется, вероятно, многозначность, размытость многих астрологических определений, приобретающих конкретный смысл лишь в определенной ситуации. Например, если принцип действия Сатурна часто описывается словами – торможение, ограничение, эгоцентризм, эмоциональная закрытость, тревожность, то в той же мере ключевыми являются слова – воля, долг, справедливость, аскеза, самопожертвование. Но, повидимому, главной причиной определяющей ведущую роль подсознательных процессов в работе над картой, является сама архетипичность восприятия реальности, внешним выражением которой выступает астрологический символизм. “Символы несут всю полноту семантики и раскрываются не через логические построения, а через медитацию, снимающую противостояние познающего и познаваемого, через вхождение в сущность познаваемого, полное растворение в нем.“ [10, с.252]. Процесс медитации над картой, по Юнгу, активизирует различные наборы архетипов, соответствующих содержанию вопроса. Выбор их совокупности, максимально реализующей (с точки зрения подсознания) символический паттерн карты, переживается внешне, как удачное завершение работы. Кстати, самому Юнгу принадлежит одно из первых статистических исследований в астрологии. Он проанализировал около 500 браков, и обнаружил, что в гороскопах супругов действительно статистически достоверно наблюдаются более частые конъюнкции*** Луны, Солнца и Асцендента,**** как это и следует из астрологии [17, с.239]. Но поистине бесценной для астрологов явилась предложенная Юнгом концепция синхронистичности, предполагающая взаимосвязь (параллелизм) психических и физических событий. Синхронистичность утверждает, что одновременные события информационно тождественны или близки, поскольку несут отпечаток породившего их момента времени, что является базисным принципом астрологии. Дополняя классический детерминизм, синхронистичность дает возможность объяснить столь маловероятные совпадения, как одновременность научных открытий, паранормальные феномены и т. д. Одна из трудностей в работе астролога заключается в переводе на общедоступный язык полученной в результате анализа информации. Если в психологии, индивид описывается нейродинамическими и конституциональными характеристиками, а личность – темпераментом, характером, способностями и направленностью, то у астрологов нет соответствующих системных описаний, а психологические - малоупотребительны или слишком ограничены. По словам известного американского астролога М.Э.Джонса: “ Основным источником трудностей, – когда к астрологии пытаются подойти критически, но извне ее самой, то есть без достаточной подготовки - является бесконечное множество оттенков, отчетливо дифференцирующихся при астрологическом анализе, но совершенно теряющихся при попытке выразить их в любой общедоступной форме речи” [5.с.11]. Следует отметить, что в настоящее время намечается тенденция к сближению астрологических и психологических терминов и взаимопроникновение идей в рамках единой холистической парадигмы. Примером может служить книга швейцарского астропсихолога Б.Хубера, созданная под непосредственным влиянием идей и личности Р.Ассаджиоли [14]. Сегодня астрология все шире применяется в различных областях практической психологии – от профориентации и диагностики до менеджмента и консультирования организаций. Так, в своей статье [8, с. 173] Н.Тиль рассказывает о разработанной им системе астрологического анализа эффективности персонала, осуществляемого по двум направлениям: а) личностный портрет работника, с учетом структуры потребностей, способностей и особенностей характера; в) индивидуальные перспективы роста, кризисные периоды. В профессиональном отношении работник оценивается по семнадцати качествам, таким, как способность к лидерству, гибкость, креативность, амбициозность, интеллект, стиль коммуникации и т.д. Если психологи обычно имеют дело с текущей ситуацией, то астрология может описать динамику исследуемого процесса и, кроме того, послужить средством независимой проверки и уточнения психологических выводов. Учеными время от времени предпринимаются попытки статистического обоснования или опровержения различных астрологических положений. В этой области исследования Мишеля Гоклена, французского статистика, много лет возглавляющего лабораторию по изучению воздействия космических факторов, занимают исключительное место [19,20,21]. Не будучи сам астрологом, он впервые получил корректные статистические результаты, однозначно подтверждающих влияние положений планет в карте человека на его наследственные признаки и психологические характеристики. За последние четверть века был предпринят ряд безуспешных попыток опровержения данных Гоклена, что сделало их на сегодня классическими. Перечислим некоторые, наиболее важные из его выводов.
-
На выборке в 30 000 испытуемых показано, что в подавляющем большинстве случаев дети рождаются в момент восхода или кульминации тех же планет, кульминация которых наблюдалась в момент рождения их родителей [20].
-
Сопоставляя натальные карты индивидуумов со списком характерных для них черт, составленном на основании биографических описаний, было обнаружено соответствие этих черт с наличием определенных планет в 3, 6, 9 и 12 домах натальной карты. Проведенный затем детальный анализ позволил Гоклену прийти к описаниям влияния этих планет, причем эти описания оказалось практически тождественными астрологическим.[21]. Например, ключевые слова для Венеры – приветливый, дружелюбный, привлекательный, для Марса – активный, отважный, агрессивный, для Сатурна – тревожный, внимательный, аскетичный и т.д.
-
На основании анализа 25 000 натальных карт выявлена четкая связь между особенностями гороскопа и профессией, в которой человек достигает значительных успехов. Например, Марс чаще наблюдается на восходе или в кульминации у спортсменов или военных, Сатурн - у ученых, Юпитер – у актеров, политиков, журналистов. Интересно, что эти закономерности справедливы не просто для представителей этих профессий, а для наиболее признанных из них. Кроме того, эти корреляции надежны лишь в случае естественных родов. Ниже приведена таблица, с численными результатами [20, p.156].
Планета |
Профессия |
Общее кол-во испытуемых |
Кол-во испытуемых с планетой на восходе или в кульминации |
Ожидаемое кол-во испытуемых с планетой на восходе или в кульминации |
Различие между наблюдаемым и ожидаемым результатами |
Вероятность того, что различие носит случайный характер |
Марс |
Ученые Спортсмены Военные Художники Музыканты Писатели |
3305 1485 3142 1345 703 826
|
666 327 634 188 94 117 |
566 253 536 229 120 142
|
+100 +74 +98
|
1:500000
1:5000000
1:1000000
1:300
1:100
1:40
|
Юпитер |
Военные
Политики Актеры
Журналисты Ученые
|
3142
993
1270
824
3305
|
614
208
252
168
497
|
526
164
211
137
546
|
+ 98
+ 44
+ 41
+ 31
- 49
|
1:5000000
1:5000
1:500
1:200
1:50
|
Сатурн |
Ученые
Художники
Писатели
|
3305
1345
826
|
632
178
108
|
540
217
136
|
+ 92
- 39
- 28
|
1:100000
1:250
1:130
|
Луна |
Политики
Писатели Спортсмены
|
858
826
1485
|
173
180
211
|
143
138
248
|
+ 30
+ 42
- 37
|
1:200
1:15000
1:200
|
Ценность выводов Гоклена, прежде всего в том, что они заставляют ортодоксально мыслящих ученых повернуться лицом к реальности астрологического подхода [18,22]. Или, как выразился Г.Айзенк: ”Эмоционально я бы предпочел, чтобы результаты Гоклена не соответствовали действительности, но умом я должен признать, что они верны” [1,с.82]. В то же время, самим астрологам работы Гоклена принесли неожиданные, нуждающиеся в дополнительном анализе, факты. С одной стороны они не обнаружили связи личностных черт с положением в домах гороскопа Солнца, Меркурия и транссатурновых планет, как это ожидалось. С другой – неожиданная локализация планет. Например, известный спортсмен действительно должен иметь сильный по статусу Марс, но скорее в первом доме (т.е. ниже линии горизонта), чем в двенадцатом, как утверждает Гоклен. В работе [4], на студенческой выборке (объемом в 964 чел.) исследовалась межличностная совместимость. Эксперимент проводился с целью проверки общих астрологических рекомендаций о том, что к сотрудничеству в наибольшей степени склонны индивидуумы, родившееся под зодиакальными знаками одной и той же стихии и в наименьшей – те, чьи знаки расположены под углом 90 градусов друг к другу. После проведения социометрической методики это подтвердилось, одновременно выяснилось, что совместимость зависит от углового расстояния между положениями Солнца в дни рождения партнеров. Благоприятными оказались углы 0,30,60 и 120 градусов (с небольшими допусками), а неблагоприятными – 45, 90 и 180 градусов, что соответствует как величинам астрологических аспектов, так и их интерпретации. На следующем этапе были отобраны по 5 пар студентов с наибольшей и с наименьшей совместимостью. Каждой из пар предложили решить задачу, требующую взаимопонимания и согласованности действий. Оказалось, что “совместимые” не только быстрее и качественнее справились с заданием, но и степень синхронизации их сердцебиений во время работы, зафиксированная на плетизмограмме, оказалась значительно выше – коэффициент корреляции между сокращениями равен 0,53 против 0,28 у “несовместимых”. Поистине, выражение “их сердца стучат в унисон” – отнюдь не метафора! В исследовании [20], на выборке, содержащей 917 мужчин и 1407 женщин, проверялась гипотеза, что среди представителей нечетных зодиакальных знаков - Овна, Близнецов, Льва, Весов, Стрельца и Водолея –преимущественно встречаются экстраверты, тогда как для четных знаков более характерна интровертированность.***** Это вытекает из астрологической традиции соотнесения стихий огня и воздуха с проявлением мужского начала, тогда как стихии земли и воды отождествляются с женским. Кроме того, предполагалось, что принадлежность к водным знакам – Раку, Скорпиону и Рыбам - сопровождается более высоким уровнем нейротизма, что тоже вполне традиционно. В качестве инструмента применялся опросник EPI. Гипотеза полностью подтвердилась на смешанной выборке, и оказалась более выраженной в женской группе по сравнению с мужской. В отношении нейротизма наиболее высокий уровень наряду с водными знаками оказался у рожденных под знаком Овна. Данные, приведенные в статье В.Н.Дружинина [6], тоже хорошо согласуются с астрологическими утверждениями. С помощью опросника Кеттелла показано, что у рожденных под фиксированными знаками –Тельца, Скорпиона и Водолея –более высокий уровень самоконтроля, а у представителей воздушных –Близнецов, Весов и Водолея – выше фактор интеллекта. Земные и водные знаки статистически значимо выделяются более выраженной мягкосердечностью и гибкостью (факторы I и Q1). Довольно непривычно для психологов звучат конечные выводы автора: ”Я допускаю, что астрологические характеристики более валидны, надежны, достоверны. Применять для их перепроверки психологический тест – это все равно, что измерять толщину лезвия бритвы плотницкой рулеткой”. В арсенале современной астрологии имеется множество техник анализа карты – транзиты, прогрессии, дирекции, обращения и т.д. К сожалению, их совместимость, границы применения и даже принципы, лежащие в их основе не всегда отчетливо ясны. Например, существует несколько систем астрологических домов и различные мнения об их практическом использовании. И все же критическое отношение к методам и моделям астрологии не должно быть поводом к ее игнорированию. Ибо отнюдь не формальные процедуры, а “страстное, неосознанное видение реальности”, по словам М.Поляни [13, с.70] и есть истинное чувство объективности в науке.
Сноски
* Термин, введенный Д.Радьяром [11,12] для обозначения направления в астрологии, созвучного по принципам и целям психологии самоактуализации А.Маслоу. ** В частности, существуют, но практически не используются методики для оценки силы планет, их статуса и т.д. *** Совместная локализация астрологических объектов на небольшом (5° -7° ) участке зодиакального круга. **** Градус Зодиака, восходящий в момент рождения, вследствие вращения Земли вокруг своей оси. ***** Обычно низкий или высокий уровень экстраверсии связывают с преобладанием планет в нижней, или, соответственно, в верхней части гороскопа. Это правило, разумеется, работает лишь в контексте интерпретации карты, как целостной структуры и не может быть использовано, если не учитывается время рождения, как в данном случае.
ЛИТЕРАТУРА
- Астрологический толковый словарь. М.: Римэкс, 1992. 138с.
- Вронский С.А. Астрология в выборе профессии. М.: Берегиня, 1993. 191с.
- Гоклен М. Роковые воздействия космоса. / Диалоги продолжаются. М.: Политиздат, 1989. С. 278-284.
- Гуськов С.В. и др. Биоритмы рождения и резонанс согласия. // Наука и религия,1991, № 12, С. 10-12.
- Джонс М.Э. Астрология. Как и почему она работает. М.: Присцельс, 1998. 416с.
- Дружинин В.Н. Личность и гороскоп. // Психологический журнал, 1995, № 3, С. 44-52.
- Дубров А.П. Лунные ритмы у человека. М.: Медицина, 1990. 160 с.
- Как использовать астрологию для успеха в бизнесе и удачного выбора профессии. Сб.статей под ред. Н.Тиля. Т.1. М.: Редакция журнала “Урания ”. 1998. 288с.
- Капра Ф. Дао физики. Спб.: Орис, 1994. 302с.
- Налимов В.В., Дрогалина Ж.А. Реальность нереального. Вероятностная модель бессознательного. М.: МИР ИДЕЙ, 1995. 432с.
- Радьяр Д. Астрологическая психология. Новосибирск: Гермес, 1994. 576 с.
- Радьяр Д. Личностно-ориентированная астрология. М.: ЦАИ, 1994. 302 с.
- Хемблин Д. Карты гармоник. М.: ЦАИ, 1994. 193 с.
- Хубер Б. Астрологический психосинтез. М.: ЦАИ, 1993. 192 с.
- Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М.: Мысль, 1976. 368с.
- Юнг К.Г. и др. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 1997. 368с.
- Юнг К.Г. Синхронистичность: акаузальный объединяющий принцип. / Юнг К.Г. Синхронистичность. Сборник. М.: Рефл-бук, 1997. С.198-307.
- Eysenck H.J., Nias D.K.B. Astrology: Science or Superstition? London: Maurice Temple Smith, 1982
- Gauquelin M. Cosmic Influences on Human Behaviour. London: Garnstone Press, 1973.
- Gauquelin M. The Cosmic Clocks: from astrology to modern science. San Diego: Astro Computing Services, 160p.
- Gauquelin M. Spheres of Destiny. London: J.M. Dent, 1980.
- Mayo J., White O. and Eysenck H. J. An empirical study of the relation between astrological factors and personality. // Journal of Social Psychology, 1978, vol.105 P.229-236.
- Feyerabend P. The Strange Case of Astrology / Philosophy of Science and the Occult.N.Y. 1982.
|