К-Н. Рао. 'Карма и перевоплощение в индийской астрологии.' Перевод с английского и комментарий Бориса Бойко К.- Н. Рао
Карма и перевоплощение в индийской астрологии

(фрагменты книги)

Перевод с английского и комментарий

Бориса Бойко

Предисловие

Необходимость написать книгу об астрологии и Карме возникла вследствие того, что в лекциях по общей астрологии, прочитанных перед многими и многими студентами в наших астрологических классах, я неоднократно разбирал разные аспекты этой темы. Некоторые из них были записаны на пленку, однако в нужный момент никогда не оказывались под рукой. Возникла необходимость собрать эти разрозненные фрагменты вместе и изложить в систематической форме, так как студенты нуждались в печатном руководстве для самостоятельной работы.

Я не предполагал написать эту книгу так скоро. Однако, и слишком откладывать ее написание представилось мне впоследствии не очень мудрым. Мой Джиотиша-гуру Йоги Бхаскарананда написал четыре больших текста о некоторых важнейших темах астрологии, в которых представил квинтэссенцию своей духовной и астрологической мудрости. Я изо всех сил пытался найти их след, но потерпел неудачу. Мистер Притьюш Бхаратья, в чьей резиденции Джорбагх в Дели обычно останавливается мой Йоги-гуру, сообщил мне, что все те рукописи были распроданы вместе с маленьким ашрамом близ Ахмадабада в течение нескольких недель после смерти Учителя. Это характерный симптом Калиюги, – ученики предают своих учителей, которым они очень многим обязаны, и силами и расположением которых они всячески злоупотребляют.

Я не знаю ни одного другого астролога, который писал бы на эти темы с такой глубиной и пониманием индийской астрологической системы, как мой Джиотиша-гуру. Причины этого мне понятны. Он практиковал астрологию в традиции риши, в отличие от других известных индийских астрологов, для которых астрология является источником пропитания, средством поддерживать свою семью. Когда астрология избирается профессией, она перестает быть священной. Она принижается. Астролог, живущий на заработки от предсказания будущего или толкования гороскопов, не лучше человека, торгующего обувью для той же цели – поддержания своей семьи. Такие коммерческие астрологи никогда не смогут так далеко проникнуть в духовные глубины астрологии, как смог мой Йоги-джиотиш Гуру.

На Западе, в частности в США, где я побывал уже пять раз к настоящему времени (1997 г.), каждый раз проводя там по шесть недель, останавливаясь в американских семьях, близко контактируя с тысячами американцев, я обнаружил, что некоторые из них являются очень хорошими духовными практиками, и они прекрасно понимают сущность садханы. Но они живут в тяжелом, очень развращающем, материалистическом обществе.

Многие из них довольно часто посещают Индию, встречаются с йогами, святыми, отправляются в паломничества, а в итоге все заканчивается тем, что они устанавливают многочисленные коммерческие, но не духовные связи. Это типичный американский подход к духовности. Группа таких людей, знакомых с индийской духовной традицией, заинтересовалась индийской астрологией, которую назвали ведической астрологией, дабы избежать любых сектантских ассоциаций, связанных со словом “индуистский” (Hindu – индуистский – прим. переводчика). Но на самом деле не существует ведической предсказательной астрологии. И этот американский термин (“ведическая астрология”) я сам, к сожалению, ошибочно использовал некоторое время. Эта “ведическая астрология” – продукт незрелого понимания астрологической традиции Индии, и в то же время – прекрасная торговая упаковка для продажи на рынке. Хотя через посредство американских ведических астрологов я познакомился со многими людьми, интересующимися индийскими садханами. Некоторые из них оказались очень хорошими людьми.

Ни индийские коммерческие астрологи, ни "ведические" астрологи в США, никогда не смогут понять, что астрология призвана стать духовной дисциплиной, – она есть лучший метод для развития дхараны, или однонаправленной концентрации, ведущей к глубочайшей медитации.

Спорить с ними, объясняя, что астрология, используемая в коммерческих целях, только сильнее запутывает в сетях кармы, – бесполезно, так как они духовно не восприимчивы.

Наиболее смущающим пунктом американского мышления является вера в то, что человек может быть высокодуховным, и в то же время, жить свободной половой жизнью безо всяких ограничений и правил. Они не понимают, что это не духовная жизнь, а викарма, соединенная с тем, что они представляют себе как духовную жизнь. Я проводил астрологическое консультирование одной американской женщины, в местности с традиционно сильными религиозными обычаями. Она призналась мне, что ведет ненормальную половую жизнь, когда я спросил об этом. Она рассказала мне кое-что на эту тему, и затем продолжила настаивать на обсуждении вопросов своей глубокой духовной жизни. В другом месте гомосексуалист, мучающий жену своим пренебреженительным отношением, рассказал мне, что он собирается написать книгу о великом духовном опыте, связанным с Кундалини, которым обладает только он один во всем мире. В такой “культуре” даже духовность может стать товаром на продажу. И это действительно сейчас происходит. В США люди владеют искусством маркетинга как никто и нигде в мире.

Я нашел, что большинство из тех, кто сильно интересуется духовной жизнью, не знают важности кармы, ведущей к акарме, которая одна и является основой настоящей духовной жизни. Азия, и только Азия, знает и продолжает поддерживать традицию соединения духовности и бедности. Для США же сама такая идея отвратительна.

Наиболее цивилизующими и единственно возвышающими человека силами были религии. Хотя они же были и источником конфликтов. Более высокими и тонкими силами были духовные практики, которые все без исключения пришли из Азии. Все цивилизующие влияния пришли из регионов, лежащих восточнее Суэцкого канала. Я встречал многих американцев, утверждавших это же, и говоривших, что их привлекает садхана, даваемая двумя индийскими религиями – индуизмом и буддизмом.

Астролог ясно распознает чары викармы, ошибочно принимаемой некоторыми американцами за духовную жизнь. Некоторые из встреченных мною молодых людей, преимущественно мужчины, говорили, совсем как и индийцы, о важности полного полового воздержания для настоящей садханы. Но они очень быстро терпели в этом крах, будучи затянутыми в телесные взаимоотношения.

Кроме того, в материалистической культуре существует самонадеянная вера в то, что человек сам создает свою судьбу. И поэтому в США даже те один-два ведических астролога, которые могут предсказывать события, предпочитают не делать этого. А другие не могут предсказать события потому, что они совсем не знают джиотиша, а только лишь пользуются его терминологией – усвоили жаргон и не более того. Вместо предсказаний они сосредотачиваются на психологических трактовках, как западные астрологи. Возможно, они понимают, хорошо зная свою страну и сограждан, что предсказания не будут здесь правильно восприняты. Хотя, рано или поздно, им придется сосредоточиться на предсказательных аспектах.

В международной политике не является новым, что некоторые нации ненавидят друг друга, некоторые считают себя высшими и т.п. Высокомерие, исходящее из сверхмогущества США, отражается в некоторых примечательных недуховных привычках американцев, которые астролог должен иметь в виду: недостаток честности в денежных делах, корыстная манера требовать плату за каждый шаг, вместе с общими недуховными отношениями в обществе вседозволенности, сделали Запад, в частности США, абсолютно недуховным. Но и Индия с ее духовной культурой станет также мишенью свирепых атак, если будет развращаться, – это уже факт, который всем нам известен. Однако, американцам не следует занимать покровительственную позицию в этом вопросе. Они должны сделать что-то, чтобы улучшить свою низкоразвитую духовную жизнь.

Индия, как и другие азиатские страны, развивает глубоко материалистические черты. Частью этого является индийская привычка брать взятки, которую американцы довольно сильно критиковали на одной из моих встреч с ними, причем вполне справедливо. Это очень трудно оспаривать, да и не следует, я думаю.

Я расскажу случай. В Вашингтоне меня попросили проконсультировать американца, который был без работы. Я дал ему двухчасовую бесплатную консультацию. Затем я подарил ему книги стоимостью восемьдесят долларов. Я рассказал ему, что ищу гороскоп одной знаменитой персоны. Он обещал достать его через своего друга-астролога. На следующий день он принес гороскоп и потребовал с меня десять долларов - пять за гороскоп, пять за его доставку. Меня удивило, что человек, получивший двухчасовую консультацию и книги, все бесплатно, счел возможным брать с меня деньги за это. Вот агрессивно-материалистическая культура США. После этого я имел еще более сотни подобных опытов с людьми, которые претендовали на обладание духовностью или даже настаивали на том, что они глубоко духовны.

Я должен сказать тем американцам, которые критикуют индийцев за их привычку брать взятки, что американцы не лучше. Они предаются гнусному выжиманию долларов. Это хуже, чем взимание взяток. Такое выжимание долларов является наихудшим духовным препятствием. Они требуют плату за все со своих гостей, которые останавливаются у них в доме, в отличие от индийцев, чувствующих себя оскорбленными, если гость заплатит хоть за что-нибудь.

Наряду с агрессивным выжиманием долларов, американцы демонстрируют редкостную наивность и задают вопросы о спасении. Индийцы знают, что показателем хорошей стадии духовного развития является непривязанность к деньгам и как можно более щедрое раздаривание денег, собранных для благотворительности. Собирание денег на благотворительные цели в США также является частью бизнеса, схему которого я раскрыл. Если у Бога есть цена, то американцы установят ее незамедлительно.

Пока у американцев есть некоторая жажда духовности, но их “торговая марка” – это секс, доллары и Бог. А лучше ли у нас в Индии, где мы ведем себя как лицемеры? В Индии еще есть и всегда будут великие йоги. Индийская духовная традиция подобна множеству обширных оазисов в пустынях развращенности. Некоторые американцы понимают это и искренне интересуются Индией, не выискивая отрицательных черт в нашей внешней жизни. Их интерес к индийской астрологической традиции – вот что привлекало меня в США. Но теперь эта страна меня отталкивает, так как и астрология там слишком элементарна.

Некоторые подлинные ищущие из США откроют в течение следующих десятилетий, что духовная жизнь – это процесс превращения, переворота, который хорошо описан во второй части Гиты (стих 69):

 

Ya Nisha Sarva Bhootanaam, Tasyam Jagarti Saiyami,

Yasyam Jagarti Bhootani Sa Nisha Pashyato Mune

 

Вкратце это означает, что жизнь духовного искателя полностью противоположна ценностям, лелеемым материалистами.А если переводить последовательно по частям, то это означает следующее:

“Когда для большинства людей – ночь”большинство человечества сейчас не осознает высших целей жизни, которые трансцендентальны. Они не исследуют жизнь глубоко и не ищут ответов на вопросы о смысле и цели человеческой жизни, потому что для них жизнь это только еда, секс и сон;

“Контролирующий себя бодрствует в эти часы”йог избегает этих ловушек;

“То, что для большинства людей день”для большинства людей во всем мире, во всех человеческих обществах, время тратится на добывание денег, материальные удовольствия, сексуальные радости, которые называют “ радостями жизни” – это дневной свет для них;

“Для контролирующего себя – это ночь”.
Цель астрологии – помочь астрологу достичь такого йогического превращения, переворота. Судьба загадочна. Духовная личность проходит через ее испытания с готовностью.

***

Классификация кармы

Понятие кармы было хорошо объяснено во множестве комментариев к Гите и в Махабхарате. В других писаниях эти объяснения также встречается в том или ином контексте. Ниже дается лишь краткое резюме. Здесь нет ничего нового и оригинального. Я просто представляю в виде таблицы основные пункты, извлеченные из этих комментариев, написанных индийскими мудрецами.

Прежде всего, разделим Карму на три категории.

Акарма

Тот, кто достиг стадии полного созерцания Бога, уже не имеет никаких обязанностей, однако, его карма остается.

Он видит карму, как акарму и акарму, как карму.

Это стадия акармы, ведущая к спасению.

Этого можно достичь, когда карма выполняется с полной непривязанностью, нравственно, без стремления к плодам, приносимым такой кармой. Это высшая стадия йогического развития.

 

Карма

  а) Санчита, или карма, накопленная в предыдущих жизнях;
  б) Прарабдха – часть аккумулированной кармы, определенная для теперешнего воплощения;
  в) Крийяманкарма, создаваемаянами в настоящей жизни;

  г)
Аагамикарма будущих воплощений, если теперешнее не последнее.  

Викарма

  а) антиродительская карма;
 
  б) антисемейная карма;

  в) антисоциальная карма;

  г) античеловеческая карма.

Результаты этих видов кармы

а) Акарма ведет к спасению.
б) Викарма ведет к наказанию свыше, череде ужасныхвоплощений и бесконечным страданиям.
в) Карма может вести к акарме или викарме. Элемент акармы ведет к спасению, а элемент викармы – к рабству.

Элементы кармы

Карма, таким образом, содержит четыре элемента (показанные в таблице выше). Объясним их подробнее.
 

Санчита-карма

Санчита-карма – полный совокупный остаток кармы.

Только человек производит карму, животные же пребывают в состоянии, называемом бхога йони, – состоянии, в котором они могут только страдать или радоваться, и не могут ни создать, ни ликвидировать карму, как делают это люди. Санчита-карма – это карма, созданная личностью в ее предыдущих человеческих воплощениях. Санчита-карма делится на две части: прарабдха, или часть санчиты, определенная на данное воплощение. У нее есть как позитивная, так и негативная стороны. Человеческие радости и достижения проистекают из положительной ее стороны, а несчастья и потери – из отрицательной. Вот это и может увидеть хороший астролог.

Другую часть санчиты можно описать, как ранее созданные побуждения, могущие войти в теперешнюю жизнь в любой момент. И когда люди неожиданно делают нечто такое, чего они меньше всего от себя ожидали, то это может быть результатом именно такого побуждения. Это результат самскар предыдущей жизни. Следовательно, человеческая жизнь – это история прарабдхи и побуждений, для которых нет здравого объяснения с точки зрения наследственности и влияния окружающей среды. Поведение человека, таким образом, формируется четырьмя факторами: окружением и наследственностью, прарабдхой и мотивациями, имеющими источником предыдущие жизни.

 

Благоприятные Смешанные  Неблагоприятные

а) действие согласно своим планам, намеренное

б) действие согласно своим планам, ненамеренное

в) действие согласно чужим планам, намеренное

г) действие согласно чужим планам, ненамеренное

 

Во всех этих четырех типах действий у человека нет выбора. Он выполняет это по принуждению судьбы.
     Примечание: когда человек делает все это без малейшего чувства неудовольствия – он успешно ликвидирует свою карму. Когда же он ропщет и хочет насильно вырваться из ситуации, то он создает себе этим новые кармические цепи. Необходимо помнить, что никто не может отвратить свою прарабдху.

Калиан
:

Aveshyameva Bhoktavyam kritam karma shubhashubham

 

Прарабдху необходимо пережить, – как положительные, так и отрицательные ее элементы. Без этого кармические зависимости не будут изжиты даже через тысячу рождений.

 Йог принимает все мудро и бесстрастно, и позволяет кармическим элементам истощить самих себя. Бхоги ( мирянин) испробует разные уловки, попадает в ловушки астрологов, ясновидящих и разных других сортов оккультистов, и все равно не может ничего избежать. Некоторые йоги, помогающие другим преодолеть трудности, в действительности переносят их на последующие воплощения. Это не уничтожение прарабдхи, но лишь отсрочка ее.

Йог принимает все мудро и бесстрастно, и позволяет кармическим элементам истощить самих себя. Бхоги ( мирянин) испробует разные уловки, попадает в ловушки астрологов, ясновидящих и разных других сортов оккультистов, и все равно не может ничего избежать. Некоторые йоги, помогающие другим преодолеть трудности, в действительности переносят их на последующие воплощения. Это не уничтожение прарабдхи, но лишь отсрочка ее.

Крийяман карма

Крийяман карма – это область, в которой человек может сам создать или испортить свою судьбу. Только в этой строго ограниченной области он может наслаждаться свободой действий. Карма, созданная им в этой области, либо создает будущую кармическую зависимость и удлиняет цепь перевоплощений, либо ведет к уничтожению кармы и прокладывает путь к спасению в этом или последующем воплощении.

Эти рассуждения, также, относятся к области, которую трудно принять материалистически ориентированным культурам. Они всё смешают и создадут теорию, подобно появившейся в США в 1995 году, что каждый человек может стать своим собственным гуру. В США существует шесть курсов по "аватарству". Это чисто материалистическое предприятие по деланию денег.

Что такое крийяман-карма можно понять из таблицы, приводимой ниже. Усилия, предпринимаемые человеком, приносят свои результаты. Астролог может их предсказать. Тем не менее, человек должен знать, что мотивации, побуждения, проистекающие из множества прошлых человеческих воплощений, всегда остаются здесь, при нем, какими бы хорошими или плохими они ни были.

 

Крийяман-карма

Видимые результаты

а) немедленные

б) отсроченные

         Мотивации

а) чистые и благоприятные

б) нечистые и неблагоприятные 

 Невидимые результаты

а) мирские

б) духовные

 

 

(Невидимые результаты – эта область – слабое место у астрологов. Возможно, невидимые планеты дадут здесь какой-то ключ. Именно поэтому, некоторые люди, у которых вырабатывается патологическая зависимость от астрологов, – такие несчастные существа)

Примечание: только в области крийаман человек наслаждается свободой совершать поступки по своему желанию, хотя мотивации предыдущей жизни и прарабдха часто создают конфликты.

Лучший совет, даваемый всеми великими йогами людям, – это сознательно проживать ("перестрадать") прарабдху, и творить добрые дела и благотворительность в области крийаман. Они знают, что человеческое тело страдает от шести викар, или дефектов: первое – это рождение, затем – форма, изменение, рост, упадок и, в конце концов, разрушение. Прарабдха – это все то, что тело должно претерпеть. Тот, кто победил свой ум и достиг высокой стадии божественной мудрости, вовсе не воспринимает все эти шесть дефектов, как причину для печали.

В астрологии мы говорим о благоприятных периодах, в частности, о периодах йогакараки. Я заметил, что люди гораздо больше страдают, когда период их йогакараки закончился, потому что в этот период вместо творения святых дел и благотворительности, они накапливали богатство, получали силу и становились высокомерными. Во многих случаях результаты следовали мгновенно, в других же бывали отсроченными.

В хороший период, когда во всем сопутствовал успех, они только получали удовольствие от своих материальных достижений, смаковали их, отбрасывая любые сомнения. А когда наступал плохой период, то их страдания казались им чрезмерными.

Тогда что же такое страдание? Это то, что вы считаете таковым. Йог также страдает от ударов прарабдхи, но он остается бодрым, так как принимает прарабдху.

Различие между рабством и спасением

Цикл рождений и перевоплощений приходит к концу лишь тогда, когда астральное тело, в конце концов, растворяется и достигается спасение. Спасение – это растворение не физического, но астрального тела. Мы рассматриваем три тела: физическое, астральное и каузальное.
     Здесь мы коснемся астрального тела, растворение которого приводит к тому блаженному состоянию смерти при жизни, которым в конце концов становится акарма.

 

Астральное тело, или линга, или сукшма деха

Каждое перевоплощение – это переселение астрального тела из одного физического тела в другое, вместе со всей историей своих хороших и плохих деяний.
     Именно астральное тело стоит между рабством и освобождением. Священные писания Индии полны примеров растворения астрального тела, что приводило к спасению. На Западе, в частности в США, являющемся наиболее широко мыслящим западным обществом, также имеются такие великие примеры, как Эдгар Кейси, который несмотря на то, что был ортодоксальным христианином, возводил источник каждой болезни к определенным кармическим причинам из прошлых жизней, которые он мог видеть в своих трансах. Говорят, что в институте, носящем имя этого великого американца, имеются записи девяноста тысяч подобных случаев.
Моим любимым примером является Арджуна, великий герой Махабхараты, и компаньон Господа Кришны. Когда Майя окутала его, и он не захотел сражаться в битве на Курукшетре, Господь Кришна дал ему величайший пример божественной мудрости – Гиту. Чтобы убедить Арджуну, он даже позволил увидеть ему свою "Вишварупу", или великую Космическую Форму. Однако, оказалось, что Арджуна не может переступить через свое уважение и привязанность к Бхишме, Дроначарье и другим, которые были его Гуру, советчиками, и занимали в его жизни место наиболее почитаемых старейшин в семье.
В один из восемнадцати дней великой битвы Арджуна где-то сражался, когда его любимый сын, Абхиманью, был завлечен в ловушку армией Дурьодханы, и убит. Раз люди, которых он уважал, оказались способными сделать такое с его сыном, то Арджуна теперь не имел причин не сражаться с ними со всей своей силой, искусством и доблестью. Не столько проповедь Гиты, сколько смерть его дорогого сына стала теперь величайшей мотивацией для Арджуны свирепо драться в битве. Арджуна теперь видится не как духовно мудрый человек, а как обиженный отец, который должен отомстить за смерть своего сына.
Битва закончилась тем, что его старший брат Юддхи-штара должен был стать королем, и однажды Арджуна сказал Кришне, что он забыл великие уроки Гиты, проповеданные ему на поле битвы Курукшетра, и захотел опять услышать их от него.


Yat Tad Bhagvata Proktam Pura Keshava Souhridaat
Tat tat sarvam purusha-vyaghra nasta me bhrasta chetasa

 

Если таким могло быть состояние самого Арджуны, бывшего образцом честности, моральной прямоты и духовности, к тому же обладавшим великим счастьем быть компаньоном Господа Кришны, то что уж говорить о нас, слабых простых смертных?
Кришна побранил Арджуну и дал ему сущность учения Бхагават Гиты в другой форме. Уроки были повторены через проповеди Брахмана, которые цитировались.
Запомнил ли их Арджуна? Давайте посмотрим, как дальше шло духовное развитие Арджуны.
     В присутствии Арджуны Господь Кришна покинул свою смертную оболочку, в месте, называемом Прабхас Патан, недалеко от Сомнатха в Гуджарате. Арджуна был безутешен. Его самый дорогой друг покинул его. Теперь он был уже не воин Арджуна, но размышляющий, который мог только непрерывно думать о Кришне. Теперь он достиг высокой стадии сознания Кришны. Воспоминания о его прошлом пребывании в обществе Кришны теперь преследовали его постоянно. Глубокая скорбь и страдание сейчас стало для него гораздо более сильным побуждением, чем реальное общество Кришны до этого. И оно изменило его. Вот описание этого в Шримад Бхагаватам:

Geetam Bhagvatam Gyanam tat yat sangram murghani
Kaal Karmaat moruddham punardhyagatam Vibhu

(Пратхама Скандха, Адхйая 15, шл. 30)

 

Уроки Гиты, проповеданные Арджуне, были им забыты по причине давности, его кармической отягощенности, а также беспечности. И только теперь те великие моменты сознания Кришны полностью преобразили жизнь Арджуны.

Vishoko Brahma Sampatya Sanchinna dwaita-sanshaya,
Leena prakitir nair gunyad-linga-tvad-sambhava
Бхагвата, 28

Теперь он получил достижение божественной мудрости, вуаль Майи упала, его ощущение двойственности закончилось. Его "линга деха" (астральное тело) растворилась.
Арджуна оказался теперь вне цикла перерождений, так как его астральное тело разрушилось. Это было состоянием высокого йогического достижения, которого он добился, оставаясь живым. И еще в десятой скандхе Бхагаватам упоминается линга деха.

Tadaanusmaran-dhvasta-jeeva-koshast-madhyagan

 

Гопи, почитательницам Кришны во Вриндаване, и другим компаньонам, Он говорил чтобы они медитировали на Него. В результате этого их "джива коша" (астральное тело) растворялась.
Это есть состояние освобождения, растворения астрального тела, свобода от цикла рождений. Оно достигается только через непривязанность и мудрость, которые обретаются лишь духовными практиками.

***

(Продолжение)


 

 
[ www.astrol.ru | Телефоны: (495) 392-7606, (495) 710-1007 | Контакты ] [0.01127 сек.]
   
 


Яндекс цитирования