Каринэ Диланян

 

Вильям Лилли

и его окружение

 

      Работая над переводом и редактированием «Христианской астрологии» Вильяма Лилли, постепенно включаешься в круг его интересов, знакомств и связей. Я хочу поделиться своей гипотезой относительно кверента – того «искусного человека», который задал Лилли вопрос: «Получу ли я философский камень»?

 

 

Глава   LXXXI. Получу ли философский камень?

  

  

    

    

     


     Искусный человек с большой серьезностью интересовался вопросом: следует ли ему добывать философский камень или тот эликсир, посредством которого подобные чудеса исполняются?

      Это одна из тех вещей, в существование которых я истинно верую; в том, что это может быть получено, я уверен, но так как сей благословенный дар превыше всех даров на земле, то я полагаю, что это дается весьма немногим, и этим немногим дается скорее через откровение ангелов Божьих, нежели собственным усердием человека.

   

    Этот вопрос должен заключаться в следующих предположениях: достаточны ли знания кверента, или столь ли он умел, сколь требуется для достижения желаемого успеха посредством его искусства?

Кверент обозначен Асцендентом и

O, его владыкой; его знания – Q, владыка девятого дома, и аспекты, которые могут быть брошены в его сторону от других планет. Я нашел Q, владыку науки кверента, в падающем доме, но в его собственных терме и фасе.

 

     Q находится в аспекте £ с O и с S, и они и он в фиксированных знаках, они в термах S, падающие в девятом доме. Я нашел O в прошлом ретроградным и в £ с Q, теперь движущимся медленно в своем директном движении, и приближающимся ко второй £ с Q. Из этого я вынес заключение, что кверент ранее провел некоторое время в поисках этого замечательного сокровища – эликсира, но в тщете и без результата; его вторая £ наступит немногим позже того, как O окажется в B и в своих собственных термах, намекая на укрепление желания, возрастающую надежду и решимость еще раз попытаться добыть философский камень, но я посоветовал кверенту отказаться от дальнейшего движения к этой цели; и относительно причин я объяснил ему, сколь неспособен он был, и невозможность его намерений, согласно естественным причинам, и посоветовал ему воздержаться.

     Я также сказал, что он заблуждался в веществах и смесях, работая над земными вещами или из-за слишком плотной и тяжелой субстанции, частично я это суждение составил на основании £ O к Q, частично – из поражения O, его ума, близостью S, сожительствующих в земном знаке, ибо в любом действии, где O испорчен, воображение и фантазии глупы; а где владыка действия сам по себе несчастлив (как здесь Q – владыка девятого дома), основание или сама принципиальная часть действия является испорченной, как это было здесь; и дабы этот джентльмен понял, что я говорю не пустое, я известил его, что ему будет более необходимо лечиться от чахотки, начинающейся (даже уже начавшейся) у него, чем приближать свои будущие страдания в исследовании этого лабиринта.

     Принимая во внимание, что O, владыка Асцендента, и S в Q в A, S – владыка шестого

 

дома, дома злого болезнетворного влияния по природе, и найдя Q поражающим O из двенадцатого дома, и O не сепарирующим, но апплицирующим к злой £ Q, без удачного вмешательства благотворного аспекта между O и двумя вредителями, но что он стоял одиноко, сам по себе, без какой-либо помощи, и таким образом был неспособен сопротивляться их злотворному воздействию, я посоветовал немедленно позаботиться о его здоровье.


    

П

  

о моим предположениям, кверентом этого вопроса был Элиас Эшмол (1617 – 1692) – влиятельная фигура английского Просвещения: историк, математик, антиквар, собиратель  древностей, алхимик и астролог, ботаник…

     Эшмол познакомился с Вильямом Лилли в 1646 году, став, впоследствии, его самым близким другом. Вопрос о философском камне, приведенный в «Христианской астрологии», датируется 1647 годом. В этот период Эшмолу было около тридцати лет, однако, он уже активно интересовался алхимией, а за год до того познакомился с астрологией. Уже через три года, в 1650 году был опубликован первый алхимический труд Эшмола Fasciculus Chemicus , еще через два года Theatrum Chemicum Britannicum (Британский алхимический театр) (1652), и в 1658 году The Way to Bliss (Путь к блаженству).

      Эшмол был страстным собирателем древностей, в частности, коллекционером старинных герметических, магических и философских трудов. Напомним, что Джон Ди был также собирателем книг и старинных диковин, такое коллеционирование было частью герметического обучения и познания. Как антиквар, интересующийся британскими древностями, Элиас Эшмол собрал огромную коллекцию алхимических трудов. Его «Британский алхимический театр» был сборником, составленным из различных алхимических текстов, среди которых были и два текста Эдварда Келли, ассистента Джона Ди. В комментариях к этим текстам Эшмол описал биографию Джона Ди, дал высокую оценку его математическим и алхимическим штудиям, хотя в это время уже было небезопасно для своей репутации произносить слова в защиту Джона Ди. 

     Элиас Эшмол был, скорее, интеллектуалом,

чем практиком, его любовь к алхимии вылилась в интеллектуальные штудии и участие в общественно-политическом движении, связанном с алхимическим Ренессансом 17-го века: обществе розенкрейцеров, он также был одним из учредителей «Королевского общества» – первой научной организации Британии, а еще и членом масонской ложи. 

    Мы уже рассказывали ранее о том, как Элиасу Эшмолу, когда он гостил у Вильяма Лилли в Хершеме, попали в руки дневники Джона Ди.  Ему же выпала участь стать единственным защитником Ди в период, когда его имя подвергалось хуле, а также и продолжателем его «розенкрейцеровского» дела.

     Этот небольшой очерк призван показать атмосферу, в которой жил и творил Вильям Лилли, а также окружавших его людей. Очевидно, «Христианская астрология» несет на себе отпечаток духовных, интеллектуальных и политических битв битв своей эпохи.

Но об этом – в другой раз.

 
[ www.astrol.ru | Телефоны: (495) 392-7606, (495) 710-1007 | Контакты ] [0.01227 сек.]
   
 


Яндекс цитирования