Согласно халдейскому учению:
- Планетарные сферы считались серией концентрических сфер, простирающихся до сферы неподвижных звезд, с землей, находящейся в центре системы.
- Подлунные тела (между лунной и земной орбитой) были смешанной природы: они состояли из сочетаний четырех взаимопревращающихся элементов: воды, земли, воздуха и огня, а потому были подвержены разрушению и порче.
- Тела, находящиеся за пределами лунной орбиты, напротив, состояли из чистого огня или пятого элемента — квинтэссенции, вещество которой образовывалось от непрерывного движения ее сущности. Из этого следовало, что все небесные тела были неразрушимыми. По отношению к Земле, их статус определялся периодом обращения по зодиаку: чем медленнее было вращение, тем дальше находилась планета от Земли. Это представление определило халдейский ряд, относящийся еще ко второму веку до нашей эры. Каждая сфера была представлена божеством, начиная с первой сферы, включающей Землю:
- сфера лунной богини Гекаты, описывающейся орбитой Луны;
- сфера Гермеса, описывающаяся орбитой Меркурия, и включающей сферу Луны;
- сфера Афродиты, описывающаяся орбитой Венеры, включающей сферу Меркурия;
- сфера Аполлона — это Солнце — включающая в себя сферы Луны, Меркурия и Венеры;
- сфера Ареса (Марса);
- сфера Зевса (Юпитера);
- сфера Хроноса (Сатурна);
- наконец, семь планетарных сфер были заключены в восьмую, сферу неподвижных звезд, вмещавшую Зодиак;
- далее шли сферы, находящиеся за планетами: сферы богов, сфера Демиурга, присматривающего за творением и сфера Перворазума.
Наконец, позади Вселенной, простершейся так далеко, находился Создатель мира, Он, кого Халдейские Оракулы называли Отцом.
Эта система прошла долгий путь становления. Регулярность небесных возвращений привела вавилонян к мысли, что в них была скрыта работа упорядочивающего интеллекта, тем более, что они связывали звезды с богами. Пифагор провозгласил доктрину “идеальной сферы”, которая как он считал, должна быть естественной формой земли и небесных тел. Далее он учил, что земля была сферой, покоящейся в центре мира. Евдокс Книдский (родился в 408 году до Р.Х.) сформулировал теорию концентрических или точнее гомоцентрических сфер. Эта система мира стала очень популярной во времена золотого века схоластики и через посредство Аристотеля, отразилась в “Сумме теологии” Фомы Аквинского и в “Божественной Комедии” Данте. Аристотель интегрировал систему гомоцентрических сфер в своей “Физике”, увязав правильные геометрические формы с физической реальностью. Этот подход унаследовал греческий астроном и астролог Клавдий Птолемей (2 век н.э.). Он считал планетарные сферы эфирными оболочками, заставляющими планеты двигаться по своим орбитам.
Явное незнание глубочайших смыслов и стойкая приверженность аристотелевским принципам, привели Птолемея к обоснованию системы как астрономической модели, и он объяснил астрологию с точки зрения “планетарных (небесных) влияний” без религиозного или философского значения. Таким образом, теория, согласно которой земля находится в центре мира, с планетами, обращающимися вокруг нее, сформировала основание геоцентрической астрономической модели, так называемой “Птолемеевской системы”.
Ложная в физическом плане, на котором базировался Птолемей, эта система “правдива” с символической точки зрения, точки зрения геометрии человеческой души, в том смысле, что с самого начала, земной человек всегда наблюдал Луну и другие планеты, обращающиеся вокруг него.
ИНКАРНАЦИЯ ДУШИ
В халдейской теологии сферы представляли собой миры, управляющиеся планетарными богами, души пересекали эти миры по пути к инкарнации, и в момент восхождения после смерти. В сне Сципия, который заканчивает 6 книгу “Республики”, Цицерон говорит без всяких недомолвок:
”Человек наделяется душой, которая происходит от тех вечных огней, которые вы называете звездами и светилами, которые имеют круглую и сферическую форму, оживлены священными духами, совершают вращения и скитаются по своим орбитам с восхитительной быстротой.”
В соответствии с этими учениями, человеческая душа живет в божественном, небесном мире. Затем она вступает в земной мир через зачатие и рождение, приобретая физическое тело. На своем пути к инкарнации, душа проходит через планетарные сферы, получая тонкое, так называемое, “астральное тело”. Как в земной жизни, рожденный человек каждый день надевает множество одежд, от тонкого белья до тяжелого пальто, так и горящее пламя человеческой души, в процессе ее нисхождения от источника Вселенной к земному телу, облекается в субстанции тех сфер, через которые она проходит.
Это астральное тело включает в себя “добродетели” (качества и инстинкты) полученные от планетарных сфер, которые оно пересекает. В земной сфере, эти качества отражены в конфигурации планет в момент рождения. “Комментарий к сну Сципия” Макробиуса таким образом описывает нисхождение души через планетарные сферы:
“Души, живущие на небесах, свободны от всех материальных влияний. Но те, купающиеся в вечном свете, которые с высоты бросили взгляд вниз на тела и на то, что здесь внизу назовется жизнью, и в которых пробудилась тайная тяга к жизни, постепенно притягиваются вниз ближе к нижним областям мира тяжестью своих мыслей. Это не внезапное падение вниз, но постепенное, градус за градусом. Душа, безупречно сформированная, не сразу облекается в земную плоть, но незаметно, через цепь изменений, происходящих одно за другим, удаляясь от чистой и простой субстанции, в которой они пребывали, опоясывая и обволакивая себя субстанциями планет. Так, в каждой сфере, находящейся ниже сферы неподвижных звезд, она закутывает себя в различные слои эфирной материи, которая незаметно формирует промежуточные оковы, которыми она соединяется с земным телом, так что испытывает столько деградаций или столько смертей, сколько сфер она пересекает” (Часть XII).
Качества, которые приобретает душа, проходя через планетарные сферы описываются так: ”И в процессе нисхождения, душа не только принимает новые оболочки материи от этих сияющих тел, но и обретает различные способности, которые она должна упражнять (развивать) с помощью физического тела. От Сатурна она получает рассудительность и понимание, или то, что называется логическими и созерцательными способностями; от Юпитера — силу действия или исполнительную власть, Марс дает ей доблесть, необходимую для предприимчивости и горячее усердие; от Солнца она получает силу изобретательства, которая используется для чувств и воображения; Венера движет ею через страсти; от сферы Меркурия она получает способность выражать и произносить — что она чувствует и думает; наконец, от сферы Луны она получает силу, необходимую для распространения через рост и увеличения тел. Эта лунная сфера, последняя и самая нижняя по отношению к остальным небесным телам, является первой и высшей по отношению к земным телам. Лунное тело, являющееся сгустком небесной материи, в то же время, является чистейшей субстанцией животной материи” (Часть XII).
Это учение лежит в основе древней практики астрологии рождения. В гороскопе рождения “халдеи” видели карту астральных тел, которая структурировалась в ходе путешествия души через планетарные сферы. Правильно интерпретированная, эта карта могла открыть части, из которых складывалась натура урожденного, состоящая из плотной материи и более тонкой. Она могла говорить о его “даймоне” или ангеле-хранителе, который сопровождал душу в ее путешествии сюда, в земной мир и наблюдал за выполнением душой ее судьбы. (Некоторые философы считали судьбу непреклонной. Философы неоплатоники и герметисты не были столь строги. Признавая ее наличие, они считали возможным уменьшить ее воздействие, Ямвлих (в “Мистериях Египта”) писал, что определенный характер личного даймона определялся самой сильной планетой урожденного, а Порфирий около 263-8 г. н.э. писал “Благословен тот, кто зная свою генитуру, и наличие собственного даймона, избегает судьбы”.) Он мог описать, поэтому, земное существование, которое тяготело над ним.
ВОСХОЖДЕНИЕ ДУШИ
Пемандр, первый трактат Корпуса Герметикум открывает, что происходит с душой в момент и после смерти. Чтобы вернуться к первоначальной божественной чистоте, душа должна пройти процесс “разоблачения” или освобождения от астральных одежд, в которые она была облачена, в порядке, обратном тому, при котором душа облекалась в астральные одежды. Вначале душа освобождается от материальных элементов, с которыми она столкнулась в последнем месте своего пребывания, а именно от веществ, которыми природа снабдила тело. В последнем месте она оставляет первый материальный элемент, с которым она встретилась во время своего падения, а именно астральное облачение высшей сферы. Смерть влечет за собой последовательность эффектов:
- тело предается земле для разложения на составные части, исчезает видимая форма;
- характер — (индивидуальная зависимость от смешения элементов-стихий), отныне инертный, передается личному даймону — (ангелу-хранителю, который в момент рождения берет под опеку новорожденного.)
- телесные чувства возвращаются к соответствующим планетным источникам.
- гнев и похоть, иррациональные страсти, возвращаются к беспричинной природе
После этого первого раздевания, душа начинает свое восхождение, Воспаряя ввысь, через скорлупы сфер, она сбрасывает на каждой стадии определенную страсть, которую она восприняла в процессе нисхождения: на первой остановке — Луна — способность к росту и уменьшению, на второй — Меркурий — коварство и хитрость, на третьей — Венера — иллюзии страсти, на четвертой — Солнце — страсть к командованию, на пятой — Марс — дерзость и безрассудство, на шестой — Юпитер — жажду благополучия и на седьмой — Сатурн — ловушки лжи.
“Итак, все выше, освобождаясь от панциря сфер, логос входит в «огдоатическую» (ogdoatic) сущность — восьмую сферу чистого эфира, чистого света, сохраняя теперь свою собственную силу. Но все выше возносится она, к самым высшим небесным силам, которые пребывают выше восьмой (ogdoatic) сферы. Там она сама становится Силой и входит в Бога.
Эта благословенная завершенность для тех, кто овладел гнозисом – стать Богом” (Корпус Герметикум 1, 26).
Это восхождение к небесным Силам совершается не автоматически, сферы, являющиеся препятствиями, невозможно преодолеть. Так как существование души в человеческом теле определено небесами, она может достичь освобождения от “одежд”, но она рискует не суметь преодолеть планетарные сферы и будет сброшена вниз вновь в земное существование. Пост и молитва, священные обряды и промежуточные силы (боги для греков и египтян, ангельские иерархии для средневековых магов) облегчают воплощенному человеку восхождение отсюда, снизу к внутреннему преображению.
РАЗОБЛАЧЕНИЕ МЕТАЛЛОВ
“Семь ступеней очищения материи“, — писал Калиостро в “Катехизисе ученика Египетской Ложи”. Как многие другие алхимики, Пернет говорит об “очищении”, добавляя, что это включает прохождение через семь планет, на которые оказывают влияние семь последовательных стадий работы, которые начинаются с различных состояний Меркурия, символизирующего алхимические металлы, к состоянию золота. Эти тексты остаются непонятными для астрологов, образованных в ином видении мира. Концепция герметической астрологии стоит на позициях прямо противоположных тем, на которых зиждется психологическая астрология, особенно развившаяся в Европе в конце 20-го столетия. Цель последней дать возможность человеку развить свой потенциал, с которым он родился, создав для этого необходимые условия. Цель герметической астрологии, напротив, помочь человеку освободиться от этих условий и потенциальностей, чтобы увидеть преображение существования и всей Вселенной как яркое отражение священного огня, который пребывает за пределами планетарных сил. Психологическое давление современной астрологии заключается в поиске счастья на земле; метафизический толчок традиционной астрологии — поиск свободы на небесах. Подлинный вопрос астролога не “как я могу в той или иной степени использовать свою свободную волю, чтобы жить лучше?”, а “я признаю силу обстоятельств, которые ограничивают мое сокровенное существование. Могу я вновь обрести свободу и если да, то как?” На этот вопрос отвечают духовные и инициатические техники всех времен. (Этот подход роднит герметическую астрологию Запада и индуистскую и буддийскую астрологические традиции. – Прим. пер).
При посвящении в масонскую ложу, соискатель должен был освободить себя от всех металлов. Так как каждый металл принадлежит той или иной планете, освобождение от него имеет целью показать сбрасывание с себя планетарных одеяний и дает возможность человеку созерцать истинный свет.
При посвящении в 28-й градус Древнего и Принятого Шотландского Обряда, как это было установлено в Древнем и Простом Обряде Мемфис-Мицраима, кандидат принимал сан Рыцаря Солнца. Во время первой части посвящения его облачали последовательно в семь одежд разного цвета, в которые его драпировали семь верховных ангелов семи планет. Во время второй части, он освобождал себя от этих одежд. Ему наконец позволяли созерцать Солнце.
ОТНОШЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА
Христианство пыталось уничтожить язычество, но в действительности, половина халдейской доктрины была усвоена им. Нисхождение души в инкарнацию было отвергнуто, но посмертное восхождение через планетарные сферы осталось. Вместо языческих богов, представляющих планетарные сферы, христианское учение установило небесные иерархии, описанные в трудах Псевдо-Дионисия. Эти иерархии отражались в восходящих чинах, соответствующих планетарным сферам: ангелы соответствовали сфере Луны, Архангелы — сфере Меркурия, Принципы — сфере Венеры, Силы — сфере Солнца, Власти — сфере Марса, Престолы — сфере Сатурна, херувимы — сфере неподвижных звезд, серафимы — хрустальной сфере. Считалось, что после смерти душа человека поднимается через планетарные сферы, чтобы достичь Царства. Там, за пределами планетарных сфер и сферы неподвижных звезд, восседала Святая Троица. Данте в “Божественной Комедии” описывает восхождение души через планетарные сферы и соответствующие чины различных иерархий.
Христианство признавало принцип спасения души и возвращение через планетарные сферы после смерти. Древняя халдейская теология признавала, к тому же, пред-существование души и нисхождение через планетарные сферы в воплощение. Остался один лишь шаг чтобы соединить оба учения в единую гармонию. Это было сделано только гностическими, каббалистическими и посвятительными общинами.
Семь тел человека в герметической астрологии
Дени Лябур
Перевод Каринэ Диланян
Опубликовано на русском языке в журнале «Колесо времени» №2-1996 год