Теорема 1. Иероглифическая монада. Выбор
Джон Ди родился 23 [13] июля 1527 г. в 16:36 в Лондоне. Нам интересно, как разворачивалась тайная, скрытая биография Джона Ди, связанная с его собственной системой восхождения по духовной лестнице. В своем труде «Иероглифическая монада» он так описывает этапы становления личности:
«…ход человеческой жизни представляется моему взыскующему разуму как бы разделенным на два пути, из которых почти все люди идут лишь по одному.Стоит лишь миновать детским и юношеским годам, как желания ставят юношу перед жизненным выбором: либо из любви к истине и добродетели идти путем философии, отдавая ей все силы на протяжении всей своей жизни, либо поддаться мирской суете и жажде наслаждений и стремлению к богатству и пуститься в разгульную жизнь, стремясь заработать на нее всеми возможными средствами».
почти все люди идут лишь по одному.
Ди рисует схему, которую он называет «Древом редкости» (arbor raritatis) и схематически (иероглифически) описывает человеческую жизнь. Он использует в качестве наглядной конструкции греческую букву ипсилон, которую античные авторы использовали в качестве символа жизни и выбора между добром и злом.На каждом «ярусе» этого древа человек пребывает в течение семи лет. Число семь — это сумма мужского числа три и женского числа четыре, поэтому на каждой ступени должна выполняться двойственная задача. Завершенность требует наличия 2 х 4 = 8 ступеней, о чем Ди говорит в теореме XXIII.
Если в возрасте 4 х 7 = 28 лет человек выбирает материальную сторону жизни, то он становится «тираном», или «эгоцентриком», и завершает жизнь внизу — в земном мире. В правой части представлено восхождение «пневматика» через элементы «вода» и «воздух» к «духу огня», от «любителя мудрости» (философа) через «знающего» (софа) к высшей ступени посвящения. Это воспарение Ди обозначает буквой I, означающей солнечный луч, ведущий человека (после выбора в возрасте 28 лет) по «правильному» пути.Итак, годом «выбора» для Джона Ди стал 1555. В это время он вышел из тюрьмы, в которой просидел два года (к слову сказать, это было его второе заточение, первое случилось в 1549 году, когда он был обвинен инквизицией в колдовстве. Поводом послужили занятия Ди автоматикой и механикой. Тогда же в первый раз сгорел дом Джона Ди). В тюрьму Джона Ди привела неосторожность в астрологических предсказаниях. Его прогноз относительно царствования Марии Тюдор не сулил ей ничего хорошего, к тому же, королева подозревала его в том, что он делает астрологические предсказания ее сопернице Елизавете. Он вновь предстал перед судом инквизиции и снова доказал, что не имеет ничего общего с дьяволом. Разумеется, он стал «философом». К «философскому» периоду относятся его плодотворные отношения с Елизаветой Первой (гороскоп ее коронации был составлен в 1559 году), в 60-е годы он служил императору Максимилиану (которому он и посвятил свой труд «Иероглифическая монада»). Успешные астрологические предсказания, интенсивная научная работа, дипломатические поручения и многое другое, что обычно описывается в энциклопедиях, справочниках и популярных биографиях Джона Ди. На «древе редкости» последней ступенью перед тем, как солнечный луч приводит человека «знающего» к посвящению, стоит возраст 56 лет. Джону Ди пятьдесят шесть лет исполнилось в 1583 году. Незадолго до этого он встретился с Эдвардом Келли (некоторые называют март 1582 года). Открылась новая страница в жизни Джона Ди.
Теорема II. Ангел Западного окна
Ты дышишь? Ты живешь? Не призрак ты?
— Я — первенец зеленой пустоты.
— Я слышу сердца стук, теплеет кровь…
— Не умерли, кого зовет любовь…
— Румяней щеки, исчезает тлен…
— Таинственный свершается обмен…
— Что первым обновленный взгляд найдет? —
— Форель, я вижу, разбивает лед. —
— На руку обопрись… Попробуй… встань…
— Плотнеет выветрившаяся ткань…
— Зеленую ты позабудешь лень?
— Всхожу на следующую ступень! —
— И снова можешь духом пламенеть?
— Огонь на золото расплавит медь.
— И ангел превращений снова здесь?
— Да, ангел превращений снова здесь.
Михаил Кузьмин «Форель разбивает лед»
«Одиннадцатый удар» , 1929 год
по мотивам романа Г. Майринка «Ангел западного окна»
С момента встречи Джона Ди с Эдвардом Келли начинается важнейший период жизни нашего героя. Эдвард Келли был медиумом, он стал посредником между Джоном Ди и тонким миром духовных существ, передававшим Ди свою волю и наставлявших его на духовном пути. Этот период в жизни Джона Дина назван «енохианским» по имени библейского пророка Еноха, единственного из пророков, который, согласно книге Бытия, был при жизни вознесен на небеса, беседовавшего с ангелами.
Дошедшие до наших дней сочинения и дневниковые записи Ди представляют собой конгломерат научных исследований, бытовых записей и собственно «стенограмм» разговоров с ангелами, доверивших ему сокровенные знания о пришествии нового эона. В «магическом кристалле» медиум увидел ангела Уриеля, который объяснил, как создать восковой талисман (сейчас эта Печать Эмета хранится в Британском Музее). В ходе последующих сеансов собеседники Ди и Келли объясняли им способ коммуникации с ними — и передали алфавит ангельского, или енохийского языка. Указывая на буквы, расчерченные в таблицах, ангелы продиктовали Ди и Келли девятнадцать поэтических текстов, «енохийских ключей».
29 апреля 1582 года Джону Ди было сказано, что открылся источник мудрости и теперь у природы не останется тайн. Ди вел подробнейшие записи бесед с ангелами в своих дневниках. Судьба этих дневников таинственна и полна чудес, как вся жизнь доктора Джона Ди. В минуты сомнений он несколько раз пытался сжечь три тома своих записей, но, как он писал в дневнике, книги таинственным образом обнаружились невредимыми в саду под грушевым деревом. Позже он спрятал свои рукописи в сундуке, со вторым дном. Они оказались похороненными там на несколько десятилетий, до тех пор, пока некий господин Джонс, купивший сундук для своей супруги, не обнаружил их. Более половины листов сгорело, когда служанка Джонса вздумала прокладывать ими противни для выпечки пирогов. Позже, когда госпожа Джонс была вынуждена бежать из Лондона, охваченного Великим пожаром, сундук исчез. Однако среди спасенных пожитков его владелица обнаружила оставшиеся манускрипты. Затем они попали в руки Элиаса Эшмола, ему удалось собрать часть дневников Ди, разбросанных по миру[1].
К периоду союза Ди и Келли относятся интенсивные занятия алхимией, поиски философского камня, путешествия по Европе.
Собственно, после пятидесяти шести лет на Древе редкостей Ди больше нет возрастных ступеней, видимо, после второго обращения Сатурна уже трудно ожидать от человека кардинальных духовных изменений.
Последние годы жизни Джона Ди были отмечены охлаждением со стороны королевы Елизаветы, страшной бедностью, пожаром и разграблением его великолепной библиотеки. Умер Джон Ди по разным сведениям, то ли в декабре 1608 года, то ли в марте 1609 в своем имении в Мортлейке.
Однако его бедствия не закончились с окончанием земного пути.